Страшное и, пожалуй, несправедливое определение, если соотносить песню, как таковую, и понятие анатомии, то есть строения живого организма.
Да, песню действительно нужно воспринимать живой субстанцией. Потому что она рождается вдохновением ее создателей или, как минимум, одного человека. Не стоит упоминать народные песни, их авторов установить невозможно. Но любая песня имеет свое определенное строение, то есть своеобразную анатомию.
И в данном случае разговор пойдет о песне «Холодно» композитора Марии Богомоловой на стихи Елены Воробей в соавторстве с Марией Богомоловой и в исполнении Елены Воробей. Автором видео клипа к песне выступил Сергей Грей. На режиссуре видеоклипа мы, пожалуй, останавливаться не будем. Работа сделана достаточно профессионально, изобилуют крупные и средние планы, динамичные эффекты, оправдывающие слабый песенный текст, вписанный в стилистику музыкального материала. Вероятнее всего текст писался на готовую музыку, так называемая «рыба» и у меня совершенно нет желания этот текст называть стихами. И нужно заметить музыка создает то драматическое содержание и состояние, соответствующее трагическому конфликту между мужчиной и женщиной. Композитору удается создать атмосферу тяжких переживаний женщины от пустоты и отсутствия счастья и любви. Драматургически песня выдержана только лишь в музыкальном и певческом плане. Исполнительница песни Елена Воробей пластична, убедительна голосово и невероятно артистична. Соответствует ей и ее партнер в кадре, хотя у него актерская задача несколько сложнее, нежели у певицы. Потому что у нее есть какие-то слова, с помощью которых она оправдывает жизнь своего персонажа в кадре. Актеру приходится оперировать этюдными средствами, в которых он должен отыграть мужчину, совершенно наплевательски относящемуся к своей женщине. По крайней мере это отношение заложено в драматургии песни и самого видеоклипа.
Вроде бы песня состоялась. Но не состоялось явления. Песня вроде бы есть и ее в то же время нет. И меня в данном случае совершенно не беспокоит реакция авторов песни и ее исполнительницы на эту заметку. В музыкальном искусстве существует понятие стопроцентного хита. Это когда появляется произведение, которое завладевает чувствами и восприятием слушателей и зрителей однозначно и безусловно. Подобное произведение не нужно вписывать в сознание людей. Люди сами его принимают раз и навсегда.
В случае же песни «Холодно» можно говорить об очередном музыкально-словесном междусобойчике талантливого композитора с такой же талантливой актрисой, решивших реализовать неплохой музыкальный материал, но либо не искавших профессионального и значимого поэта для своего проекта, либо не сумевших ни с кем договориться. Почему-то у многих музыкантов и вокалистов (артисты театра и кино не исключение) бытует ошибочное мнение, что написание песенного текста – задача более простая, нежели написание музыки и аранжировки. В результате и появляются песни, которые нигде и никак не будут звучать и за столом никто и никогда ее петь не станет. А ведь застольное пение и является основным камертоном значимости того, что мы называем песней.
Я согласен с мнением тех, кто может упрекнуть автора в предвзятости. Да, я предвзят… Но это ничего не меняет. И я согласен, что есть большое количество песен, которые никто за столом исполнять не станет, но они не менее известны и любимы. В народе действительно не так уж и много тех, кто может спеть что-то сложное вокально, и поэтому люди предпочитают петь то, что доступнее и попроще. Но даже на уровне музыкального фона к каким-то мероприятиям людей не заставишь слушать подобные произведения, которые несут в себе текстовое деструктивное начало, хотя вполне допустимо, что отдельно музыка еще могла бы как-то восприниматься в качестве музыкальной заставки.
Сергей Раевич