Евгений Афанасьев
Самой серьезной проблемой современных театра, эстрады и кинематографа является отнюдь не «репертуарный голод». Проблема заключается в конъюнктурном следовании деятелей искусств вкусам и потребностям зрителя, диктующего тематику драматургических произведений. Но вкусы и потребности опять-таки не являются определяющими.  Чаще всего готовый проект проигрывает из-за отсутствия «игрового нерва», сюжетной напряженности и размазанности событий. Даже при участии в проекте известных исполнителей фильм оказывается обреченным на не успешность.
В данном случае, скорее всего, имеет смысл говорить о так называемой «режиссерской беде». Постановщики очень слабо представляют себе, о чем они хотели бы говорить со зрителем. Начинают использоваться спецэффекты к месту и не к месту в попытке замаскировать постановочную несостоятельность. При этом нужно учесть не совсем благовидную роль современных кинопродюсеров, не имеющих художественного вкуса и некоторой творческой прозорливости. Продюсерский тематический диктат низводит современное кино до состояния экранного мусора.
В случае использования произведений классиков наблюдается тенденция варварской трактовки сюжета, оправдываемой режиссерским новаторством и вѝдением. Хотя на самом деле зрителю представляется явное подражание американскому кинематографу с изуродованным сюжетом и второсортным текстовым материалом. Причем при явной нехватке бюджета подражание оказывается абсолютной пустышкой.
В процессе многолетних наблюдений неоднократно приходилось сталкиваться с прецедентами расправы с изначальным художественным замыслом. Особенно эта тенденция утвердилась на эстраде в начале 90-х годов и получила свое уродливое развитие к годам 2000-м. Ко многим авторам стихотворений предъявлялись требования обессмысливания поэтических произведений, их упрощения, а в некоторых случаях опошления. В целях экономии денежных средств продюсеры и исполнители пошли по пути творческого ширпотреба. Отнюдь не каждый исполнитель способен одновременно быть автором музыки и песенного текста. В данном случае имеется в виду засилье эфира низкопробной продукцией, не имеющей абсолютно никакой художественной ценности.
Не является простой также тема современного театра. Зачастую монополизм художественного руководителя во многих театрах приводит к созданию сомнительных постановок на основе современной или классической драматургии. К примеру, попытка перенести героев и обстановку, скажем, из века 19-го в современность абсолютно нелепа. Как бы не пытался постановщик оправдать подобное решение, в результате получаются нежизнеспособные суррогаты.
Почему же так происходит? Ответ и сложен, и одновременно прост. В основе репертуарной деградации обыкновенная человеческая жадность, нежелание выплачивать драматургам причитающихся гонораров. Особенно тем, кто не соглашается на откат в пользу администрации театра. В кино и на телевидении дело обстоит несколько иначе, там автор зажат в рамки продюсерского заказа. И выйти за эти рамки ему никто не позволит. Разумеется, если только автор сам не является продюсером. Но и в данном случае автору проходится подчиняться правилам, установленным руководством того или иного телеканала, или встраиваться в жесткую систему современного кинопроката.
В связи со всем выше сказанным возгласы «У нас нет авторов, нет произведений» мягко говоря лицемерны и не выдерживают никакой критики.

От Riairn

Добавить комментарий